Послесловие к книге

НА ПРОСТОРАХ ЛЮБВИ

Согласно диалектическим парадоксам самопознания, писательский талант Ольги Сванберг подобен яркокрылой бабочке, оставившей за спиной кокон технического образования и ряд сугубо нелитературных профессий, включая программирование. Потому что незыблем постулат: поэтами не становятся, ими рождаются, получив в колыбель дар переводить на земной язык всё неисчерпаемое многообразие мира. И в первую очередь – мира человеческих отношений, мира любви. Тоже со всеми его диалектическими составляющими.
Именно в этом всеобновляющемся источнике черпает силу литературное творчество Ольги Сванберг, основанное на интересных семантических экспериментах, поиске новых словесных форм, метафорических открытиях. Для этого автора очень важно, в каком «сосуде» преподнесено содержание, ибо форма – это тоже опознавательный знак, важный указатель на путях постижения смысла.
Ольга лепит свои образы из языка, как скульптор из нежнейшей, податливой глины, и сразу чувствуется, что ей это не трудно, ей это в радость. Она просто делится с нами своим видением вечных тем и мотивов жизни и любви, выбирая для этого те образные средства, которые её ближе всего.
И она, действительно, мастер – первооткрыватель, толкователь и направляющий.
Иногда кажется, что своей метафорикой, своим искусным словотворчеством она как фонариком «подсвечивает» доселе мало освещенные области сознания, чувств, эмоций. Как бы подсказывая нам: смотрите, это же просто! Есть четыре времени года, и это всем известно. Но есть и различные времена города, потому что у каждого Города – своя Душа. Почувствуйте её, ощутите связь между событиями собственной жизни и тем, как плачет и смеется, грустит и ликует ваш Город.
И еще, на мой взгляд, Ольга Сванберг – писатель, которому хорошо знакома воздушная среда. То есть – «летающий писатель». Но летать – это не значит только парить в грезах романтики. Это означает еще и падать в бездны. И отчаиваться, и видеть всё трагическое – безДнадёжное – в мире. Но в том-то и есть главная притягивающая в творчестве Ольги Сванберг, что она из самых черных бездн умеет подниматься ввысь – к свету, к небу, к жизнеутверждающему началу бытия.
Поэтому в ее стихах и рассказах много контрастного, одновременно грустного и радостного. Некая игра светотеней, многоликих искушений самопознания.
Но в конце-концов её Невезучей должно обязательно повезти. А шаг в небо – это не полет в небытие через иллюзию мгновенного избавления от страданий, а скорее – шаг на землю, на светлую землю, где всегда есть место надежде. Где получается «удалить боль, как картинку с экрана» и начать всё с начала. Где самые страшные вещи все-таки искуплены любовью, преданностью, умением пожертвовать собой ради любимого существа.
Вот так пишет она в БезДнадежье Надежды, на головокружительных просторах любви, разлук и встреч. В днях, хотя и «скошенных серпом времени», но имеющих шанс воплотиться в творчество – всегда устремляющееся к звездам.
И дай Бог Ольге сил и вдохновения продолжать постигать этот мир и со всей искренностью и бесстрашием делиться им с нами.

Нина Гейдэ,
литературный критик
Москва-Копенгаген
 
  Биография ல  Библиография ல  Творчество ல  Отзывы ல  Новости ல  Галерея ல  Контакты